Сайт Школы тайцзи-цюань - лого

Сайт Школы тайцзи-цюань - титул
Главная » Искусство тайцзицюань » История тайцзицюань.  

 


Английская версия сайта English page
Главная / новости
Наша Школа тайцзи-цюань
история школы
преподаватели
горные семинары
занятия в Керчи
Искусство тайцзи-цюань
история тайцзицюань
польза от занятий тайцзицюань
эволюция взглядов
культура тайцзицюань
Основной раздел
базовая программа
рукопашный бой и самозащита тайцзицюань
оружие тайцзицюань / фехтование
цигун железная рубашка
оздоровительные программы
Факультативный раздел
непрямые техники массажа / рольфинг
практическая философия
даосские практики
Закрытый раздел
старый стиль Ян
парное совершенстование
Научные исследования
структурная интеграция / рольфинг
прикладная кинезиология
Путь к мастерству
аттестация на цзи
стать инструктуром
создать свой клуб
Библиотека
Архив старого сайта

ТЕГИ

История тайцзицюань

История  тайцзицюань уходит в глубь веков. Первые свидетельства появления тайцзицюань относятся к VI веку н.э. и связаны с подготовкой отрядов самообороны в уезде Шэсянь. В хрониках относящихся ко времени правления династии Лян (502 - 557) упоминается имя  Чэн Линси. Чэн Линси был известным человеком своего времени, он обучал тайцзицюань командный и рядовой состав отрядов местной самообороны. По сути тайцзицюань тогда являлся системой армейского рукопашного боя.

На протяжении длительного времени, вплоть до династии Южная Сун (1127-1279), тайцзицюань передавался в семье Чэн Линси, пока не пришел к его потомку Чэн Би.   Чэн Би изменил название тайцзи-цюань на сяоцзютяньфа (метод девяти малых небес) и, добавил 15 новых приемов.
В последующие времена упоминания о тайцзицюань связаны с именем даосского ученого и поэта Сюй Сюаньпина. Земляк Чэн Линси, Сюй Сюаньпин жил в эпоху династии Тан (618-907), был знаком с поэтом Ли Бо. Его перу принадлежат ряд трактатов по боевому искусству, также им был доработан комплекс тайцзицюань созданный Чэн Линси, количество форм увеличилось до 37.

Но большинство школ приписывают создание тайцзицюань Чжан Саньфэну.  Чжан Саньфэн был вполне реальным человеком, жившим в конце династии Юань (1280-1367) – начала Мин (1368-1644).

По преданию в молодости он занимал высокие чиновничьи посты и имел одну из высших ученых степеней. Но под влиянием даосской философии он решил оставить службу и посвятить всего себя саморазвитию.

В поисках наставника Чжан Саньфэн отправился в путешествие по всему Китаю, пока не достиг горы Хуашань в провинции Шэньси. Здесь он встретил даоса по прозвищу «Огненный Дракон» (Хо Лун), который начал его обучать даосским методам самосовершенствования, а также искусству тайцзицюань. Это было то же самое искусство, которому обучал Сюй Сюаньпин.  Чжан Саньфэн не только прекрасно освоил эту систему, но и обогатил ее эффективной техникой ног. В 67 лет он покинул Хо Луна, а в 70 лет поселился в горах Уданшань.

С Чжан Саньфэня начался некий новый этап в развитии тайцзицюань. Несмотря на то, что Чжан Саньфэн продолжал традицию основанную Чэн Линси, именно ему принадлежит создание той последовательности форм тайцзицюань, которые присутствуют в комплексах современного тайцзицюань. Кроме того, Чжан Саньфэн впервые рассматривает тайцзицюань в даосской парадигме, неразрывно от даосской практики. Это уже не просто армейский рукопашный бой, а комплексное (интегральное) искусство саморазвития.
После  Чжан Саньфэня тайцзи-цюань передавался по двум линиям: северной и южной. Северное направление обычно связывают с именами Ван Цзунъюэ и Цзян Фа.

Согласно дошедшим до нас сведениям Цзян Фа обучил тайцзицюань Чэнь Чансина. Так было положено начало стилю Чень, который и по наши дни практикуют в деревне Ченьцзягоу.  Хотя сами представители семьи Чень придерживаются несколько другой версии.

Чэнь Чансин в свою очередь стал учителем Ян Лучаня, основателя стиля Ян, самого популярного на сегодняшний день стиля тайцзи.
По преданию не из бедной семьи, Ян Лучань вместе со своим односельчанином из уезда Юнняньсянь Ли Бокуем, пришли к Чэнь Чансину чтобы учиться тайцзицюань. Оба были серьезно больны, а оздоровительный эффект тайцзицюань был известен со времен Чжан Саньфэна. Окончив обучение, Ли Бокуй сначала занимался охраной купеческих караванов, а затем начал преподавание боевого искусства в одной из даосских общин.
Ян Лучань по возвращении в родной уезд тоже начал преподавать тайцзи-цюань. У Ян Лучаня учился юноша по имени У Юйсян, представитель одного из влиятельных в уезде Юнняньсянь кланов. У Юйсян стал впоследствии основателем стиля У.

Вскоре благодаря все тому же У Юйсяну, Ян Лучань и его сыновья перебрались в столицу. В Пекине Ян Лучань был приглашен в качестве учителя в семью Чжанов, крупных собственников в районе Сыванфу. Здесь Ян познакомится с одним из крупных вельмож маньчжурского двора князем Цзай И. Увидев необыкновенное мастерство Ян Лучаня, Цзай И захотел, чтобы Ян начал преподавание при дворе в специальной резиденции, где в то время преподавали самые известные мастера Китая.  

В придворной резиденции были собраны и вели преподавание такие мастера, как основатель стиля багуачжан Дун Хайчуань, крупнейший мастер стиля синъи Го Юньшэнь, мастер рукопашного боя Лю Шицзюнь, мастера борьбы шуайцзяо Чжоу Дахуй, Да Сянцзы и другие. Вскоре, после многочисленных поединков, Ян Лучань получил прозвище «Ян, не имеющий соперников» и был назначен главный инструктором резиденции. Здесь Ян Лучань занимался обучением, говоря современным языком, спецподразделений охраняющих императорскую семью. Специальную подготовку у Ян Лучаня прошли три сильных бойца – маньчжур Лин Шань, монгол Цюань Ю и китаец Чжу Ваньчунь. Все они были охранниками при дворе.
Также у Ян Лучаня занимались члены императорской семьи и крупные вельможи. Придворные не были готовы к жестким тренировкам принятым в боевых искусствах, занимаясь в большей степени для здоровья – как следствие преподаваемый Ян Лучанем стиль стал более плавным, округлым и  медленным. Таким, каким мы знаем его теперь.

Дальнейшее развитие тайцзицюань стиля Ян шло через потомков Ян Лучаня:  Ян Шаохоу, Ян Чэнфу, Ян Чжендоу.  Также многие из учеников Ян Лучаня, Ян Шаохоу и Ян Чэнфу передавали тайцзицюань своим сыновьям. Появилось большое количество боковых ветвей, уследить за которыми не представляется возможным. Одна из них по счастливому стечению обстоятельств пришла в Крым и связана с именем мастера Чжан Вей Линя.
К сожалению, в нашем столетии революционные изменения в Китае привели к тому, что многие мастера тайцзи-цюань были репрессированы или оказались за пределами Китая. Китайское же правительство стало развивать модернизированное (спортивное) ушу. Модернизации подвергся и тайцзи-цюань. Получился спортивный тайцзицюань входящий в многоборье по ушу-таолу. Очень красивый вид спорта, полезный для здоровья, но полностью оторванный от даосских корней и лишенный прикладных возможностей. С традиционным тайцзицюань стилей Ян, Чень и У его объединяет только внешняя похожесть движений. 

Но именно модернизация способствовала популярности тайцзицюань. Тайцзицюань распространился по всеми миру, сначала как разновидность фитнеса (оздоровительной гимнастики). Но потом пришло понимание, что тайцзицюань это больше чем фитнес – это новый образ жизни. То что принято сейчас называть wellness. Это новое качество жизни.

В последние десятилетия сейчас мы наблюдаем срастание психопрактик различного происхождения, в том числе телесно-ориентированной психтерапии и тайцзицюань. Тайцзицюань используют психотерапевты, целители, религиозные «гуру». Получается сложный коктейль, в котором одни люди ищут успокоения, просветления, бессмертия и прочих сверх возможностей или экстатических состояний, а другие просто радуются жизни и развиваться. 

Хотя нельзя забывать главное тайцзицюань был и остается боевым искусством.

 



Семинар по боевому фехтованию в горах Кавказа

Зимний семинар по тайцзицюань и даосским практикам в Крымских горах

Занятия тайцзи-цюань и цигун в Керчи - стиль Чень

Летние сборы по тайцзи-цюань и цигун  на берегу Азовского моря

 

Copyright © 2003-2012, Школа тайцзи-цюань Дмитрия Томилова. Все права защищены.